(Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 13.07.1866, с. Польный Мукаров Ушицкого у. Подольской губ.- 26.04.1932, Свердловск), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ. Из крестьянской семьи. По окончании Каменец-Подольской ДС состоял псаломщиком, а также учителем церковноприходской одноклассной школы в с. Остапковцы Брацлавского у. В мае 1888 г. поступил в число послушников Киево-Печерской лавры. С 7 марта 1890 г. находился «для письменных занятий» при наместнике лавры архим. Ювеналии (Половцеве), 30 апр. перемещен в Голосеевскую пуст. для клиросного послушания. 4 авг. 1890 г. принял иноческий постриг с именем Григорий, 9 сент. Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) рукоположен во диакона. В том же году поступил в КДА, к-рую окончил в 1894 г. со званием канд. богословия.
29 июня 1894 г. рукоположен во иерея, 19 авг. назначен преподавателем миссионерского Ардонского осет. ДУ (позднее Александровская ДС). С 3 янв. 1895 г. преподаватель церковной и библейской истории Томской ДС. С 6 марта по 20 нояб. 1896 г. член Томского комитета Об-ва земледельческих колоний и ремесленных приютов от духовенства. 2 июля представлял Томский епархиальный училищный совет на Всероссийском съезде руководителей и учителей церковных школ в Н. Новгороде. 8 нояб. назначен инспектором Иркутской ДС; с 24 дек. состоял членом епархиального училищного совета с правом временно замещать председателя, цензором «Иркутских ЕВ» и преподавателем Комиссии религиозно-нравственных чтений. С 27 окт. 1897 г. занимал пост ректора Томской ДС, 21 нояб. возведен в сан архимандрита. С 29 дек. являлся председателем епархиального училищного совета, с 10 марта 1898 г.- членом Духовно-цензурной комиссии по издававшимся в епархии сочинениям. За труды по постройке новых зданий Томской ДС был премирован в 1901 г. 300 р. из суммы духовно-учебного капитала. 28 июля того же года назначен ректором Рязанской ДС, 15 окт. стал председателем братства Муромского и Рязанского еп. св. Василия. Провел капитальные работы по ремонту и обновлению зданий ДС, с 1903 г. вел в ней воскресные религиозно-нравственные чтения и литературно-муз. вечера. Награжден набедренником (18 февр. 1895), орденом св. Анны 2-й степени (6 мая 1900).
21 нояб. 1908 г. хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). С 13 дек. 1912 г. епископ Бакинский, 1-й викарий Грузинской епархии, с 13 нояб. 1917 г. епископ Елисаветпольский, викарий Тифлисской епархии. В авг.-нояб. того же года участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., в числе 15 кандидатов выдвигался на пост товарища председателя.
17 нояб. 1917 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским, прибыл на кафедру в нач. 1918 г. 28 июля того же года, через 3 дня после вступления в Екатеринбург войск Чехословацкого корпуса и Сибирской армии, во время крестного хода призвал «сохранять православную веру, которой было сильно государство Российское». 4 авг. во время парада и торжественного чествования частей, взявших Екатеринбург, Г. отслужил молебен и освятил их знамена. Отслужил панихиды на могилах священников, погибших от рук большевиков в В. Тече. Благословил устраивать вечера скорби в память убитых священнослужителей (на нек-рых присутствовал лично), собранные пожертвования передавали их семьям (11 сент.- в г. Шадринске, 24 дек.- на Камышловском заводе и др.). 16 февр. 1919 г. встречал в кафедральном соборе приехавшего в город А. В. Колчака. Все эти факты в дальнейшем были использованы против Г.
В 1922 г. Патриархом свт. Тихоном возведен в сан архиепископа. 12 авг. того же года арестован по обвинению в том, что во время гражданской войны «восстанавливал население против советской власти», используя религ. демонстрации, церковные службы и речи. Также Г. были предъявлены обвинения в поддержке участников контрреволюционного заговора ген. А. П. Перхурова в мае 1921 г. и в сопротивлении изъятию церковных ценностей в 1922 г. 20-22 янв. 1923 г. на открытом судебном заседании Екатеринбургского губревтрибунала Г. виновным себя не признал. 23 янв. был осужден на 5 лет лишения свободы со строгой изоляцией. Отбывал наказание в екатеринбургской, с 12 мая 1923 г. во владимирской тюрьмах. Постановлением Президиума ВЦИК от 21 июля 1925 г. оставшийся срок лишения свободы признан условным, и Г. был освобожден.
Осенью 1925 г. с целью устранения от должности Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) ОГПУ предложило Г., еп. Борису (Рукину) и еп. Иннокентию (Бусыгину) оказать содействие в легализации Высшего церковного управления. В обмен на обращение к пастве о сочувственном отношении Церкви к политике руководства СССР им было обещано легализовать церковное управление на уровне епархий и правосл. общин. На их обращение к митр. Петру принять это предложение, опровергнуть выдвигаемые обновленцами (см. Обновленчество) обвинения в контрреволюционном заговоре и созвать архиерейский Собор последовал отказ. После ареста митр. Петра и вступления в управление Церковью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) 22 дек. 1925 г. в Донском московском мон-ре состоялось совещание 10 архиереев, постановившее образовать Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством Г.
Узнав о появлении нового органа «управления» из газ. «Известия» (от 7 янв. 1926), митр. Сергий вступил с Г. в переписку с целью прояснить канонические основания для организации ВВЦС и характер взаимоотношений между Советом, правосл. иерархией и исполняющим обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Выяснив, что такие основания отсутствуют и что ВВЦС создан в нарушение ряда церковных правил, после обсуждения сложившейся ситуации с прибывшими в Н. Новгород архиереями митр. Сергий 29 янв. 1926 г. наложил на Г. и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС, запрещение в священнослужении и отстранил их от управления епархиями вплоть до раскаяния или церковного суда.
Для укрепления положения ВВЦС Г. с бывш. Могилёвским архиеп. Константином (Булычёвым) и временно управляющим Переяславской епархией еп. Дамианом (Воскресенским) попытались использовать авторитет находившегося в заключении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского). Получив при поддержке ОГПУ 1 февр. 1926 г. возможность встретиться с ним, они описали положение церковных дел в нужном им виде, скрыв наложенное на них запрещение, и просили благословить деятельность ВВЦС. Митр. Петр передал через условную резолюцию обязанности Патриаршего Местоблюстителя коллегии из находившегося под арестом архиеп. сщмч. Николая (Добронравова), не имевшего разрешения на въезд в Москву архиеп. Димитрия (Беликова) и Г., но не благословил деятельности ВВЦС. Однако Г. представил резолюцию как аннулирование полномочий митр. Сергия и передачу высшей церковной власти ВВЦС.
Получив объяснения митр. Сергия, Патриарший Местоблюститель в письме от 22 апр. 1926 г. аннулировал свою резолюцию и подтвердил его полномочия, а в послании от 1 янв. 1927 г. осудил деятельность Г. и возглавляемого им ВВЦС как раскольническую. В примечании к посланию он описал встречу с Г., посетившим его в том же месяце в свердловской тюрьме. При встрече митр. Петр сообщил Г., что тот находится вне молитвенно-канонического общения с ним, и призвал подчиниться наложенным запретам. В июне 1927 г. Г. предложил пользовавшемуся авторитетом Верейскому архиеп. Илариону (Троицкому), специально доставленному в Москву из СЛОН, возглавить ВВЦС, обещая сан митрополита, но получил решительный отказ.
18 нояб. на григорианском «предсоборном съезде» Г. был возведен в «митрополиты Свердловские и Уральские». В григорианском расколе Г. играл руководящую роль до 1928 г., когда по состоянию здоровья передал пост председателя ВВЦС архиеп. Виссариону (Зорнину) и удалился в Свердловскую епархию (григорианскую), к-рую возглавлял до кончины. На правах епархиального архиерея служил в кафедральном (григорианском) Александро-Невском соборе Свердловска, а после его закрытия - в кладбищенской Иоанно-Предтеченской ц., где и был впосл. похоронен. Скончался вне общения с правосл. Церковью.